Примерно половина лыжников достаточно хорошего уровня совершает грубую ошибку, путая поворот и торможение. Об этом я уже говорил и буду говорить еще.
Хороший поворот как для исполнителя, так и для зрителя — непременно плавный. Лыжник словно играет со склоном, а не защищается от него.
Второй секрет плавного поворота: не бойтесь ускорения, возникающего в момент достижения линии ската (см. рис. в центре).
Вы чувствуете это ускорение? Проанализируйте свои ощущения.
Ускорение заметно только тогда, когда вы четко выделяете две части поворота — приближение к линии ската и удаление от нее. Если вы очень быстро оказываетесь за линией ската, значит, вы чрезмерно разворачиваете лыжи, будто стараетесь избежать скольжения вниз по склону (см. рис. справа).
Это трудность скорее психологическая, чем техническая. В обоих случаях скорость может быть одинаковой — средней. Если вы ее чуть уменьшили перед входом в поворот, значит, небольшое ускорение в повороте не должно вас пугать и вы выйдете из виража на первоначальной скорости. Правда, вам нужно решиться на нырок вниз по склону — без него вы не добьетесь успеха.
По той же причине следует привыкать к прямым спускам вниз по линии ската на пологом или среднем склоне, спускам серпантином или растянутым годилем. Вот почему я столько внимания уделил этим приемам в первой главе. Если же вы так и Не освоили спуски серпантином, то возвращайтесь на пологие склоны и выполняйте упражнения, приведенные на стр. 23 и 25.
Вам также необходим твердый навык «торможение — поворот», поскольку только он поможет вам избавиться от неправильного навыка «поворот — торможение».