Подавляющее большинство горнолыжников, которых обычно считают довольно хорошо владеющими техникой, в повороте почти одинаково загружают обе лыжи. В предыдущей главе я не считал это ошибкой по двум причинам. Во-первых, еще в самом начале книги я заявил, что сохранение равновесия является для горнолыжника первостепенной задачей, а эту задачу легче выполнить, когда стопы расставлены шире...
Вы уже заметили, что за опорой-закантовкой следует облегчение лыж. Выполняя короткое торможение упором нижней лыжей или соскальзывание на параллельных лыжах, вы бессознательно используете механизм разгрузки (облегчения) лыж. В том, что давление меняется, нетрудно убедиться, если сгибать ноги, стоя на весах. Во время приседания давление стоп на весы уменьшается. Начинающий горнолыжник чисто...
Чувство трассы не ограничено только спортом. Оно важно везде, где вы хотите добиться эффективности. Возьмите автомобильную промышленность, например. Огромные деньги и время тратятся на то, чтобы совершенствовать сцепление автомобиля с дорогой. Большая часть усилий тратится на систему поглощения колебаний и амортизации - пружины, амортизаторы, независимая подвеска, качающиеся рычаги, торсионы. Эти системы влияют на сцепление машины с дорогой...
Многие лыжники никогда не использовали свои возможности по загрузке и разгрузке лыж, поскольку не могут ощутить свою амплитуду движений, и не могут в результате максимизировать эту амплитуду. Выполните траверс на средней крутизны склоне, или спуск по дороге, и попробуйте распрямить ноги так, как только сможете. Затем согните ноги как можно сильнее. Постарайтесь выполнить эти движения быстрее, и ощутите, как они влияют на давление под вашими стопами...
Выполняйте повороты среднего радиуса на не слишком крутом склоне и достаточно высокой скорости. Постарайтесь выпрыгнуть, оторвав лыжи от снега в начальной фазе поворота, форсировано распрямляя обе ноги в этот момент. Полное распрямление должно достигаться в переходной фазе между поворотами, что позволит вам взлететь в начале поворота. Обратите внимание, насколько стабилен поворот, когда вы распрямляете ноги, и как легко рулить лыжами при помощи обеих стоп, когда вы в полете. Теперь...
Движения центра масс - это изысканный термин для чего-то такого, что существовало всегда с момента появления горных лыж. Но это один из инструментов, который тренеры и инструкторы всегда имели соблазн недооценивать - по крайней мере до сих пор. А сегодня есть угроза, что многие инструкторы станут считать этот прием панацеей, и усложнять его более, чем следует. Мы могли бы называть движения центра масс тела просто движениями тела, потому что это так и есть на самом деле. С другой стороны...
А вот другая часть движения, с которой бывают проблемы у многих лыжников: сместить центр масс из этого положения, позволить себе наклоняться наружу, через лыжи, так как это делает сноубордер. Это движение в следующий поворот кажется пугающим, особенно на крутом склоне. Ощущения - как будто вы прыгаете с самолета или в пропасть. Многие средние и продвинутые лыжники имеют тенденцию застревать в этом безопасном положении и "обнимать склон", или наклоняться в сторону склона...
Нарастание сил в процессе остановки происходит быстро и до значительных величин, в нормальном повороте нарастание сил должно быть более плавным. Поворот происходит плавно и предсказуемо и таким же плавным должно быть нарастание и убывание действующих сил. Честно говоря, логика автора мне непонятна. Он постоянно считает силы чем-то вторичным, что появляется в результате поворота. Мне ближе другой способ объяснения: движение по прямой происходит само по себе, по инерции, а поворот является результатом приложения...
Когда вы начинаете перемещать центр масс поперек лыж из поворота в поворот, это должно ощущаться также, как выглядит сноубордер - как метроном. Если вы когда-либо ездили на велосипеде и совершали длинные плавные повороты только благодаря наклону внутрь, не пользуясь рулем, вы уже знакомы с теми ощущениями, которые должны быть при правильном перемещении центра масс...
Чтобы понять, почему ваш центр масс смещается к центру поворота, выполните несколько хоккейных остановок. Начните с плавных торможений, и отметьте, как движется ваше тело. Вы слегка сгибаетесь в коленях и голеностопах, а бедра смещаются к склону, внутрь этого крутого поворота. Теперь выполните остановку более резко, начиная упражнение на большей скорости и выполняя более активную закантовку. Обратите внимание на больший фонтан снега и более громкие звуки из-под кантов...